Положение о взаимодествии с семьями воспитанников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Быковский детский сад №3 «Солнышко»
Быковского муниципального района Волгоградской области

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

на Педагогическом совете

Заведующий_____________ И.Ю. Филипповская

Протокол №1

Приказ №14/2 от «24» января 2022 г.

от «24» января 2022 г.

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников
МКДОУ Быковский детский сад №3 «Солнышко»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников разработано в
соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России
№1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года,
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом
Российской
Федерации
и
Уставом
дошкольного
образовательного
учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является локальным
нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в
дошкольном
образовательном
учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ с семьей,
работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО,
вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого
выступают
педагоги
дошкольного
образовательного
учреждения.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ (ДОО) с семьей определяет концептуальные
основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы,
механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к
формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного
учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.

2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:






работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
повышение педагогической
культуры
родителей
(законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:



создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного



образовательного учреждения;
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.



2.3. Основные задачи работы:












организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей)
воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;











обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и
педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в
области защиты прав и достоинств ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания:
физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного,
речевого, технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с
семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:



принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных
и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;



принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и












развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов
воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоциональноблагоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и
творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;






принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и
понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного
учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и
конкретными
условиями
работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:






изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:






целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и
традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и семьи:






сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;



учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня



подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям
традиционной культуры;
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников:
доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;



соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:

















посещение семей на дому;
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме
собрания);
консультации,
инструктажи,
папки-передвижки;
семинары-практикумы;
презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
круглые столы;
деловые игры;
тренинги;
почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:



семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:





методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».