05.03.2021
Все дети очень талантливы, они как семя, как зёрнышко имеют огромный потенциал, который может вырасти в мощный поток воплощенных идей, а может так и остаться в состоянии потенциала. От чего это зависит? Почему один малыш легко справляется с любой задачей, а другой не может сделать самого элементарного? Почему при условии, что детский сад и начальная школа одинаково стимулируют интерес к творчеству - результаты очень отличаются? Постараемся ответить на эти вопросы.
Не буду оригинальной, если скажу, что все дело в воспитании. Звучит банально, но это факт. Никого не надо убеждать в том, что воспитание важный, требующий большого внимания и любви процесс, и что тут нет четких и однозначных рецептов. Однако есть моменты, которые часто в суете, остаются незамеченными, а они достойны особого внимания.
Во-первых, надо чувствовать детей. Никто не чувствует ребенка лучше, чем его родители и именно родители в силах привить малышу желание создавать что-то своими руками. Именно они могут увидеть, что больше интересует ребёнка и, поощряя его, дать развитие этому виду творчества.
Во-вторых, лучшим стимулом к созданию чего-либо своими руками, служит совместное творчество и личный пример. Дети в раннем возрасте, очень любят подражать своим родителям, им это доставляет удовольствие, это своего рода игра. А уж сделать что-то вместе - тут вообще радости нет придела. И если предложить малышу смастерить что-то с мамой или папой, он с удовольствием примет участие в создании аппликации или другой поделки. А вы получите массу положительных эмоций от того, как эти маленькие пальчики старательно лепят из пластилина или рисуют мелками.
В-третьих, любые действия желательно проводить в игровой форме. Малыш все познаёт через игру, так любой труд становится приятным занятием.
А положительные эмоции не только стимулируют к достижению новых высот, но и способствуют гармоничному развитию ребенка в целом.
В-четвёртых, нельзя заставлять. Любое принуждение вызывает обратную реакцию. Если малыш отказывается заниматься каким-то видом творчества, это лишь значит, что ему по душе что-то другое, и это «что-то» надо найти.
Еще один момент, это доверие. Не стоит отмахиваться от стремления ребенка сделать что-нибудь самому. Конечно, сначала результат будет немного корявым, а вреда будет больше чем пользы. Но зато он сделал что-то сам, и это будет предметом гордости самого малыша и его мамы. А похвала, только укрепит его желание сделать еще что-то красивое.
Исходя из своего опыта, хочу сказать, что важно сделать занятия интересными ребенку, может быть даже его удивить. Например, нарисовать на листе цветного картона клеем какую-то самую простую картинку и предложить малышу посыпать на этот лист манкой. Он с удовольствием и без особого труда насыпает крупу, а когда Вы удалите излишки манки, на картоне, «вдруг», появится настоящая картинка. Реакцией моего сына на такую хитрость, были восторг, удивление и явный интерес! А дальше, от простого к сложному. Сейчас мы уже работаем над подбором цветов, их сочетанием. Удивительно, насколько гармонично, совсем еще маленький мальчик, сочетает цвета. А коллекция человечков, сделанных из теста, это настоящая гордость всей семьи. Лепили их все! Очень это увлекательное занятие и полезное, ведь параллельно развивается и мелкая моторика рук ребенка. Все поделки мы бережно храним, а часть из них красуется на самом видном месте. А ребенок с удовольствием пополняет коллекцию новыми работами.
Конечно, детский сад и школа развивают творчество детей, но главная роль тут все же отведена родителям. Педагоги шлифуют и развивают навыки, заложенные родителями.