27.02.2024
02.03.2024
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Выготский Л. С.
Школа и детский сад – два смежных
звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от
качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня
развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от
развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность – это
двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая
сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные
личностные качества ребенка, служащие основной успешного школьного обучения. И
с другой – школа преемник, которая подхватывает
достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Какими же качествами должен
обладать выпускник детского сада, на которые, в последствии опирается школа?
Итак, модель выпускника
определяет следующие качества личности ребёнка:
1. Физически развитый.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
5. Способный управлять своим
поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила
поведения.
6. Способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).
7. Имеющий первичные
представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме,
государстве) стране, мире и природе.
8. Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности.
9. Овладевший необходимыми
умениями и навыками.
Осуществляя
задачу преемственности, между
детским садом и школой мы ожидаем следующие результаты:
1. Раннее знакомство и
сотрудничество детей с будущим учителем в специально организованной
деятельности.
2. Успешная адаптация
первоклассников к учебному процессу.
3. Развитие системы методической
работы, направленной на обеспечение качества образования, на повышение
профессиональной компетенции педагогов.
4. Реализация единой линии
развития ребенка на этапах предшкольного и начального школьного детства,
придав процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Для достижения поставленных
результатов, мы используем следующие формы преемственности:
Работа с детьми
В течение года воспитатели
подготовительной к школе группы знакомили детей с понятием «школа». Для этого
были проведены беседы о школе, игры, рассматривание иллюстраций на школьную
тематику. Затем была организована экскурсия в школу. Дети посетили учебные
кабинеты, школьную библиотеку, спортзал, школьную столовую. Пообщались
с учителями, посидели за партами. Посмотрели открытый урок «Дошкольники в
гостях у первоклашек», в котором приняли участие первоклассники школы и дети
подготовительных групп.
Результатом такой работы стало
появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу,
сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Сотрудничество с родителями:
Работа с родителями будущих
первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение
родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. В начале года было
проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии
школьной жизни ребенка. Для родителей, воспитатели подготовительной группы
оформили папку – передвижку «Скоро в школу». Были организованы консультации
«Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника», «Трудности адаптации
ребенка к школе и пути их преодоления». Также были составлены памятки для
родителей «Игра – это серьезно», «Как развить у ребенка любовь к чтению». Были
проведены родительские собрания: в начале года «Ваш ребенок идёт в 1-ый класс!»
и в мае «Скоро в школу мы пойдем» (совместно с учителем начальных классов), на
котором рассматривались вопросы о подготовке детей к обучению в 1-м классе, что
должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.
В 2022-2023 учебном году работа
по преемственности между МКДОУ Быковский детский сад №3 «Солнышко» и МКОУ Быковская СШ № 1 и №3, ведется по «Плану работы по преемственности МКДОУ Быковский детский сад №3 "Солнышко"