Аналитическая справка соответствия развивающей предметно-пространственной среды ДОО требованиям ФГОС ДО

27.02.2024

                                      «Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский 

    

В связи с введением ФГОС ДО,  вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Анализ развивающей предметно-пространственной среды опирается на следующие нормативно–правовые документы:

·                     Приказ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;

·                     Постановлением от 28.09.2020 года №26 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

При организации развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие требования:

1.     Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;

2.     Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;

3.     Насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;

4.     Трансформируемость пространства;

5.     Полифункциональность материалов;

6.     Вариативность среды;

7.     Доступность среды;

8.     Безопасность среды.

В МКДОУ Быковский детский сад №3 «Солнышко» созданы комфортные безопасные условия, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников.

Педагоги нашего детского сада стремятся максимально обеспечить образовательное пространство. Особое внимание уделено эстетическому оформлению помещений, оформлению коридоров, лестничных проемов. Были оформлены информационные, познавательно-развивающие стенды, доска достижений ДОО, выставки творческих работ воспитанников.

Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. Для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников педагоги стремились, чтобы обстановка в детском саду была располагающей, почти домашней. В таком случае дети быстро осваиваются в ней, чувствуют себя уютно и комфортно. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, оборудованы таким образом, чтобы ребенок не чувствовал себя зажатым, излишне тревожным.

Образовательная среда нашего детского сада включает в себя:

 

Музыкальный зал, предназначенный для проведения занятий музыкально-эстетического цикла, праздников и развлечений. Музыкальный зал детского сада эстетически оформлен, оснащен музыкальными инструментом (пианино), музыкальным центром, музыкальной колонкой, детскими музыкальными инструментам, имеется достаточное количество атрибутов, костюмерная. Постоянно меняются декорации в зависимости от проводимого мероприятия.

Физкультурный зал. Сформирована развивающая предметно - пространственная среда в физкультурном зале для физкультурных занятий, спортивных досугов. Зал оснащен оборудованием как стандартным, так и нетрадиционным. Оно соответствует требованиям методики и СанПиН. В зале проводятся фронтальные, подгрупповые занятия, гимнастика, досуги и развлечения. Имеются детские тренажеры, спортивные мини - уголки, игровые модули и другой спортивный инвентарь, необходимый для того, чтобы обеспечить двигательную активность воспитанников.

На спортивной площадке имеются баскетбольные кольца, дуги для подлезания, площадка для прыжков в длину, мишени для метания в горизонтальную и вертикальную цель, лестница для лазания. Для проведения образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (клюшки, мячи, шайбы, гимнастические палки, кегли, скакалки, обручи, лыжи).

 

Методический кабинет, где собран весь необходимый материал для реализации задач ООП ДО. Кроме учебно - методического материала имеется так же технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор). Наряду с методической литературой в методическом кабинете находится демонстрационный материал для ООД, картотека дидактический игр, световой стол для рисования песком. Методический кабинет детского сада используется для проведения организационно-методических мероприятий с педагогами и родителями.

Групповые комнаты большие, светлые, эстетически оформлены. Мебель в группах соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей. Столы удобны в использовании, с безопасными закруглёнными краями. Цветовая гамма мебели сочетается с интерьером группы.

В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по центрам (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития), где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.Хочу такой сайт

Игровые центры разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, где размещены предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей создан уголок ряжения с костюмами сказочных персонажей. Это уютное, тихое место с мягкими подушками и игрушками, где ребенок может отдохнуть и расслабиться. Каждый ребенок может найти удобное комфортное                    место  для                занятий          с          точки  зрения            его      эмоционального состояния:            достаточно    удаленное                  от детей                               и          взрослых                   или,                наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Стратегия и тактика построения предметно- пространственной        среды  определяется     особенностями         личностно- ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Насыщенность среды групп соответствует возрасту и содержанию

ООП ДО. Воспитатели вносят личный вклад в развитие РППС, оформлены дидактические пособия, игры, различный демонстрационный материал, раздаточный материал для познавательного развития, нетрадиционное оборудование для физического развития воспитанников. РППС в группах содержательно - насыщенная, включает технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр.

Трансформируемость РППС в группах обеспечивает возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Так, например, мягкие диваны в уголке чтения легко разворачиваются, становясь местами для зрителей в

«театре». В группах есть ширмы, крупногабаритный конструктор, которые можно использовать для театрализованной деятельности проведения подвижных игр с различным сюжетом, разграничения пространства во время сюжетно-ролевых игр. Например, конструктором можно огородить пространство, которое будет театром, больницей, магазином, во время проведения образовательной деятельности данный конструктор можно использовать для обучения возведения гаража, кровати; ширму можно использовать для показа театра, а так же для сюжетно-ролевых игр.

Полифункциональность материалов       обеспечивает                        возможность разнообразного использования различных составляющих РППС: детской мебели, ширм в разных видах детской активности и деятельности. В свободном          доступе детей         в          достаточном  количестве                     представлены развивающие игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все основные виды детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре. В старшем возрасте замысел воспитанников основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по - новому перестраивают имеющееся игровое пространство (ширмы, занавеси, стулья, мебель). Например, конструктор в групповом помещении используются как для конструктивной деятельности, так и в качестве маркеров пространства во время     проведения       сюжетно-ролевых               и    подвижных      игр,         а                      так   же для

проведения бодрящей и утренней гимнастики с предметами. Природный материал (например, еловые шишки) используются, как для изготовления поделок, проведения исследовательских действий, так и для общеразвивающих упражнений во время утренней гимнастики.

Вариативность РППС заключается в том, чтобы создать детям ситуацию выбора и эффект новизны. Игровое оборудование, как в группе, так и на прогулочных площадках яркое и привлекательное, имеется в достаточном количестве и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Например, внесение в РППС атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» вызвало у детей желание стать продавцами различных товаров. В результате появились сюжетно-ролевые игры «Супермаркет». Внесение в «Парикмахерскую» заколок, шарфов, платков способствовало возникновению сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», после чего игра переросла в «Центр красоты». Уголки достаточно мобильны, могут менять свое расположение в зависимости от ситуации.

Доступность РППС. Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования мы используем специальную маркировку, которая должна быть понятна детям и помогает размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Все игры и пособия расположены на уровне роста детей и находятся на открытых стеллажах. Создали условия в группе и в раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.

Безопасность РППС.

В ДОУ вся предметно-пространственная среда отвечает требованиям технике безопасности, расположение мебели и игровое оборудование соответствует санитарным требованиям, правилам пожарной безопасности, особенностям физиологии детей. В группе вся мебель крепится к стенам и соответствует росту и возрасту детей, выполнена из натуральных материалов, что позволяет не портится от частой влажной уборки.

Пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных Центров развития.

В каждой группе организован «Центр двигательной активности». Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Уголки размещены таким образом, чтобы способствовали проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, в т.ч. изготовленных своими руками, повышает

интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

Хорошо освещенное место отведено «Центру творчества», где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. Собран материал по народно – прикладному искусству.

В связи с тем, что маленькие дети очень любят сказки, в каждой группе педагоги оформили «Театральный центр». В этом центре мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь есть различные виды театра. Здесь размещены маски, шумовые инструменты, аудио и видеозаписи, сюжетные картинки по данной теме, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей.

В группах оформлены «Центры безопасности» (ПДД). Под руководством воспитателей групп проходит целенаправленное формирование основ правил безопасного поведения на дорогах, на улице: знакомство с источниками опасности, мерами предосторожности при обращении с ними и приёмами элементарной самопомощи. С этой целью воспитателями сделаны красочные альбомы в наглядной образной форме, представляющие возможные опасности и правила поведения в данных ситуациях. Представлены книги, дидактические игры, картотека подвижных игр по ПДД, макеты.

Дети очень любят экспериментировать. Для развития познавательно – исследовательской деятельности, мы в каждой группе оформили «Центр познания». В данном центре размещен материал для проведения опытов: весы, ёмкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды. На полочках размещен природный материал, бросовый материал, коллекция разных видов бумаги для опытов и тактильного ощущения, магнит, коллекция разных круп, лабораторное оборудование (зеркала, воронки, свечки со стаканчиками, пробирки, лупы, весы, ложечки разного размера), ёмкости с сыпучими, жидкими и твердыми веществами.

Центр книги. В центрах находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Центр играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. Каждый ребёнок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и рассмотреть её, сидя на мягком пуфике за журнальным столиком. На основе книжного центра, благодаря мобильности мебели, организовали библиотеку с читальным залом. Для этого поставили столы, из магазина подставили стойку. Место библиотекаря, оборудовано в современном стиле: компьютер для учета перечня книг, электронные карточки читателей. Дети с удовольствием играют в библиотеку, приобретая социальный опыт, приобщаются к культуре.

«Строительный центр». Среда насыщена тематическими строительными наборами: город, крестьянское подворье ферма; зоопарк, гараж и конструкторами «Лего». Представлена бумага различной фактуры и цвета, бросовый и природный материал. Для строительства подготовлены схемы и алгоритмы построек, рисунки, фотографии и чертежи.

В «Патриотическом центре» педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, города, области. В качестве пособий в уголке используются глобус, карта, для ознакомления детей с историей родного края: альбомы «Мой город», «Прошлое и настоящее моего города».

В группах старших дошкольников оборудованы «Центры развивающих игр» с материалами, способствующими формированию элементарных математических представлений: настольно-печатные игры с цифрами, демонстрационный материал, раздаточный счетный материал, развивающие дидактические игры: «Цвета и формы», «Часть и целое»,

«Часы и время».

В центре речевого развития размещён материал по обучению грамоте: печатные буквы, настольно-печатные игры с буквами, дидактические речевые игры: «Делим слова на слоги», «Что из чего?». Картотека игр по развитию связной речи, игры для развития фонематического слуха, пособия по развитию мелкой моторики, игры на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Дидактическая игра по речевому развитию с элементами ТРИЗ, дидактическое пособие «Учимся говорить, играя».

В центре сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг: стать палеонтологами на раскопках, полететь на Марс, изобрести машину времени. Сюжетно-ролевые игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Банк», «Столовая»,

«Парикмахерская».

В группах есть центр природы, в котором собран природный материал (шишки, ракушки, камешки, морские звезды, семена растений), прекрасный календарь природы с месяцами, числами, стихами, загадками, приметами, явлениями природы каждого времени года; цветы в соответствии с основными особенностями детей; альбомы, книги, открытки, плакаты и игры по природе.

В приемной размещены индивидуальные шкафчики для личных вещей воспитанников, скамейки для переодевания. Информационные стенды для родителей (законных представителей воспитанников): «Наше творчество».

   
Патриотический уголок Соломина Н.М..pdf (скачать) (посмотреть)
ППРС воспитатель Меркулова Е.Н..pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация ППРС Наборщикова О.М..pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».