28.11.2018
Жизнь – это большой мир, в
котором так много дорог. Как выбрать ту единственную, которая наполнит твою жизнь смыслом? Говорят, что не
мы выбираем дороги, а они выбирают нас. Так произошло и со мной. Работая
специалистом по делам молодежи в «Центре
молодежной политики Быковского муниципального
района», проводя методические и конкурсные мероприятия с
детьми дошкольных и
образовательных организаций, поняла,
что работа с детьми дошкольного возраста
мне интереснее и ближе.
Работаю воспитателем
в детском саду «Солнышко» чуть больше четырех лет. Это необыкновенный и удивительный мир детства полный новых,
интересных, увлекательных открытий, новых впечатлений, в мир, где нет
стандартных решений, и каждый день – это новый этап, не похожий ни на один
другой.
Назвать легкой работу
воспитателя нельзя. Это кропотливый ежедневный труд. Это огромная
ответственность за воспитание маленького человека.
В известной
восточной мудрости труд воспитателя
сравнивается с работой гончара. Воспитатель, подобно
гончару, берет ребенка из рук родителей тогда, когда личность только начинает
формироваться. Затем ведет долгую и кропотливую работу по становлению и
совершенствованию всех граней этой личности.
Но, на
мой взгляд, между этими творческими
профессиями есть важное различие: гончар для своей работы выбирает нужный ему
материал. Искусство педагога – в умении увидеть, разглядеть скрытые способности
каждого ребенка и создать условия, необходимые для развития личности.
…Гончар берет ком
глины, круг начинает свое движение, и происходит таинство создания неповторимой красоты кувшина.
А я
знакомлюсь с детьми и начинаю творить: присматриваюсь, стараюсь увидеть индивидуальные
особенности каждого ребенка как
творческой личности. Но формирование
личности – ничто без подлинно
развивающей и развивающейся деятельности. Плодотворное влияние на формирование
личности я вижу в конструировании – универсальной деятельности людей, продукты
которой легко обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют
дороги, мосты, дома, мебель, посуду, бытовые приборы, одежду, обувь… И не
только. Сказки и стихи, танцы и спектакли, мультфильмы и даже букеты цветов.
…
Гончарный круг продолжает свое движение, искусство создания кувшина близится к
завершению. Уже раскалена печь, в которой гончар будет обжигать свой кувшин,
чтобы он приобрел необходимую прочность…
Невозможно добиться
успехов в работе, если не любить то, чем занимаешься. Перефразировав классика, педагог должен сам гореть, а не тлеть, чтобы раскрыть ребенку универсальный
характер конструирования. Мне нравится
вместе с детьми
искать способы решения увлекательной задачи, игровой или
образовательной ситуации, обсуждать и
воплощать в жизнь креативные открытия, сделанные самими детьми в творческой
деятельности. Этот принцип позволяет мне интегрировать классический подход с
инновационными идеями, спроектировать развивающее
содержание конструирования,
отвечающее задачам современного дошкольного образования.
А самое главное – игра.
Играть надо всерьез. Ведь именно в игре проявляется активная деятельность
воображения, эмоции радости, самоутверждение, познание, общение, формирование замысла и его
развитие. Важно, чтобы у детей
было свободное время и желание для обыгрывания своих
рукотворных игрушек, изделий, построек, как
в индивидуальной, так и в
коллективной деятельности.
Одной из важных и
обсуждаемых тем в настоящее время является сотрудничество детского сада и семьи.
Я полностью согласна с этим и считаю, что один в поле не воин. Нет на свете ни
одного родителя, которого не волновало бы развитие своего ребенка. В этом я
убедилась, беседуя с родителями на родительских собраниях. Они верят в меня, помогают во всех делах, советуются, приходят на встречи, откликаются
на просьбы. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.
… Когда
кувшин будет готов, мастер распишет его сказочными узорами, и тогда он будет
поражать всех своей красотой…
Педагогическую
ценность моего творчества являет не результат конструктивной деятельности
воспитанников как таковой, а
эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание
целостного образа мира. Представьте себе детский
восторг, когда различные по форме, фактуре, величине строительные
детали, природные и бытовые,
готовые и неоформленные
материалы превращаются в
красивую постройку. В ход идут пустые коробки всевозможных размеров и формы из-под обуви, конфет, спичек,
зубной пасты, пустые емкости от йогуртов, мягкие губки и даже…. настоящий лед.
В детском конструировании естественным образом интегрируются
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое
и физическое развитие.
… Ну вот,
гончарный круг остановился, печь остыла, да и краски уже подсохли. Мастер
смотрит на кувшин и удивляется: «Неужели он сам, сотворил такое чудо?». Таким
же удивленным мастером я ощущаю себя. Завтра родители вновь приведут своих детей в детский
сад. А я с улыбкой на лице буду их встречать, окутывать их облаком любви,
дарить этим крохам частички своего сердца. …И творить, творить, творить,
искренне веря в то, что труд мой не будет напрасен.
Я нашла себя и своё
призвание – быть воспитателем!
Счастливые лица и улыбки детишек и благодарность родителей подтверждение
тому. Профессия педагога как никакая другая окружена любовью, и прекрасно,
когда это любовь взаимна. Я не жалею тепла своего сердца в работе с детьми. Не
боюсь гореть работой, зажигать и увлекать других!