Инновационная деятельность в ДОО

27.02.2024

29.02.2024

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

 

Некоторые организационные моменты:

Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.

Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).

Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:

Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.

Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом

Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

 

Основными формами работы с детьми и родителями являются:

игровые сеансы (индивидуальные и групповые);

индивидуальные развивающие занятия;

консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;

выставки (игровых пособий, литературы);

праздники, развлечения, открытые просмотры.

 

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

1. Сенсорное развитие

2. Развитие движений

3. Развитие речи

4. Музыкальное развитие.

5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)

 

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

·               Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

·               Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

·               Внедрение новых форм дифференциации специального образования: логопункта.

·               Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей)  и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

·               Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

·               Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.

·               Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации  методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.

·               Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

·               Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации  продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

·               Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

·                Хочу такой сайтХочу такой сайт

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

·               метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

·               совершенствование мастерства педагогов;

·               поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

·               мониторинг развития каждого ребенка;

·               учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

·               внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

·               формирование основ безопасной жизнедеятельности;

·               организация экологического образования дошкольников;

·               оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

·               создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются

нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.

 

В отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:

• квалификационным составом коллектива педагогов;

• наличием и прогрессивностью учебного оборудования;

• наличием современной информационной базы;

• наличием собственных методических разработок.

 

Основными элементами инновационного потенциала являются:

·                материально-технические ресурсы;

·                финансовые ресурсы;

·                интеллектуальные ресурсы;

·                социально-психологические факторы и т. д.

Показатели инновационного потенциала ДОУ:

·                научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованиюпедагогического процесса на одного сотрудника);

·                инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

·               проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;

·               проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;

·               приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;

·               поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.

Перспективные направления работы:

организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.

участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта

создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ.

мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».